Главная / Соотечественники / Под псевдонимом «Кипнис» - Гайк Овакимян

Под псевдонимом «Кипнис» - Гайк Овакимян

п11 Имя советского разведчика Гайка Овакимяна стало широко известно в Соединенных Штатах Америки за полтора месяца до начала Великой Отечественной войны. Оно не сходило с первых полос ведущих газет США: 5 мая 1941 года Овакимян был задержан американской контрразведкой во время получения документов от агента-двойника и оказался в тюрьме. Конечно, в СССР об этом событии знал лишь узкий круг посвященных лиц.

Историки разведки справедливо говорят, что армяне внесли непропорционально большой, по сравнению с  численностью народа, вклад в советскую внешнюю разведку. И, пожалуй, наиболее ценный вклад в дело обороны СССР внес именно Гайк Овакимян. Ведь он  непосредственно способствовал тому, чтобы американские ядерные секреты «уплыли» в СССР, где быстрыми темпами было создано собственное ядерное оружие.

Профессия разведчика далека от романтического авантюризма и в действительности в ее основе лежат самозабвенная преданность и кропотливая работа. Испокон веков разведчики всех национальностей добывают информацию, причем такую, которая тщательно утаивалась и утаивается от посторонних глаз.

Гайк Овакимян - доктор химических наук, генерал-майор, разведчик. 


0213.png


Кем же был на самом деле этот человек со строгим и невозмутимым лицом!

Он родился 11 августа 1898 года в многодетной семье, в селе Джагри (Эриванская губерния). Будущий разведчик закончил школу в Армавире, откуда его семья переехала в Александрополь. Там Гайк долгое время работал секретарем экономического совета на железной дороге. С 1922-1927 года, переехав в Москву и став кандидатом химических наук Московского химико-технологического института им. Д. Менделеева, Овакимян был направлен в берлинскую резидентуру внешней разведки, где он действовал под прикрытием работника торгового представительства СССР в Германии.

За время пребывания в Германии, Гайк сумел завербовать инженеров и ведущих специалистов фирмы «Цейс», «Филтера», «Людвига», а также поставлять информацию об аппаратах, пригодных для ведения химической войны и приборах звукового проникновения в почву с целью дальнейшего ее отравления. Отметим, что на связи с Овакимяном работало около 15 специалистов, с которыми он вёл переговоры на английском, немецком и турецких языках.

Кроме Германии, Овакимян работал также в Соединённых штатах. Там он пробыл семь лет и добыл сведения об авиационных и морских приборах, бомбоприцелах, звукоулавливателях, теплоэлектронике, технологиях производства автомобильного бензина способом прямой перегонки, переработке газов на нефтеперерабатывающих заводах, каучука и компонентов для выработки технических масел и парафинов, также чертежи, схемы, расчеты, инструкции по проблемам математики, физики, химии, бактериологии, а самое главное - секретные данные об американских разработках атомного оружия. Эти сведения дали большой толчок к развитию неизвестных ранее направлений в советской науке.


gayk.png


Во время Великой Отечественной войны, Овакимян под именем полковника Осипова, принимал участие в переговорах с органами разведки США о сотрудничестве в борьбе со спецслужбами нацистской Германии. Однако, после разоблачения, разведчика арестовали и осудили на пожизненную каторгу, правда советский разведчик пробыл в заключении не долго. После телефонного разговора Сталина с американским президентом Франком Рузвельтом, Овакимян был освобождён под залог в $25 тыс. долларов.

В сентябре 1941 года Овакимян приехал в Москву. Отчитавшись о проделанной работе и обстоятельствах провала, объяснения с Берией едва не закончились арестом. Тем не менее, Гайк Бадалович, возглавил один из отделов центрального аппарата внешней разведки. Участвовал в переговорах с американскими коллегами о налаживании сотрудничества в борьбе со спецслужбами нацистской Германии.

mda-2-12.jpg

Через два года, когда значительно увеличился поступавший в Центр поток разведывательной информации по атомной проблематике, Овакимяна назначили первым заместителем начальника внешней разведки, отвечавшим за разработку дела «Энормоз» - кодовое название работ по атомному оружию и реализации добываемых за границей разведывательных материалов по этой тематике. Ему принадлежит важная роль в организации получения атомных секретов США и Великобритании и создании ядерного оружия в СССР.

В  1946 у Овакимяна не заладились отношения с новыми начальниками, сменявшими друг друга. В 1947 году при реорганизации разведки, связанной с созданием Комитета информации при Совмине СССР, Овакимяну в результате бюрократических проволочек долгое время не могли подобрать соответствующую должность. Можно предположить, что свою роль в этом сыграл и злопамятный Берия, который хорошо помнил о сомнениях бывшего резидента в США относительно «врагов народа».

Утомленный и раздраженный волокитой, Овакимян подал рапорт об отставке. «Пусть уходит. Жалеть не будем!» – наложил пренебрежительную резолюцию Берия. После шестнадцати лет работы в разведке 49-летний генерал-майор Овакимян простым росчерком пера был вычеркнут из ее списков.

Так закончилась карьера талантливого советского разведчика, разведчика экстракласса.

Узнав о положении Овакимяна, заместитель председателя Совмина СССР и министр химической промышленности Михаил Первухин, который познакомился с ним в период создания советского атомного оружия, немедленно предложил отставному генералу должность директора научно-исследовательского института – того самого НИИ, который в предвоенные годы оценивал разведданные, добываемые Овакимяном в Германии и США.

 

В материале использовались данные с сайтов 
http://barev.today/news/ovakimyan
http://russia-armenia.info/node/51378
https://www.sns.am/ru/разведчики-армянского-происхождения
Интересные факты российско-армянской дружбы и союзничества
Интересные факты российско-армянской дружбы и союзничества

Отношения союзничества и стратегического партнерства между Россией и Арменией. Читать...