Лев Атаманов (Атаманян) — зачинатель советской мультипликационной кинематографии
Создателю этих и многих других мультфильмов, всем нам так хорошо знакомых с детства и любимых, в феврале этого года исполнилось бы 114 лет.
Лев Константинович Атаманов (Атаманян) — один из родоначальников и зачинателей советской мультипликационной кинематографии, основатель армянского анимационного кино, режиссер, заслуженный деятель искусств и народный артист РСФСР армянского происхождения, член художественного совета киностудии «Союзмультфильм».
Будущий народный артист РСФСР начал свою карьеру в кино как помощник режиссёра, затем работал как художник и мультипликатор. В 1928 году стал помощником режиссёра на кинофабрике «Госвоенкино», а с 1931 года работал режиссёром мультипликационного кино.
Атаманов создал многочисленные шедевры советской и армянской мультипликации. В 1936 году он переехал в Ереван, где создал на киностудии «Арменфильм» отдел мультфильмов и вместе с молодыми режиссёрами начал делать анимационное кино.
Так появились на свет три легендарных армянских мультфильма – «Пес и кот» (1938 год), «Священник и коза» (1939 год) и «Волшебный ковер» (1948 год).
После успеха трех анимационных картин он вернулся в Москву и продолжил свою деятельность в киностудии «Союзмультфильма».
Именно там были созданы шедевры советской мультипликации, получившие призы международных кинофестивалей. Среди них такие мультфильмы, как «Аленький цветочек» (1952 год), «Золотая антилопа» (1954 год) и «Снежная королева» (1957 год).
В середине 1970-ых годов армянский мультипликатор создал цикл мультфильмов «Котёнок по имени Гав».
Лев Атаманов за всю свою творческую деятельность был удостоен многочисленных наград, в том числе и на фестивалях во Франции, Англии, Италии, Индии и других странах.
Выдающегося армянского мультипликатора не стало в 1981 году. Он похоронен на Армянском Ваганьковском кладбище Москвы.
Поставленные Львом Атамановым фильмы по сей день затрагивают душу зрителей. «Жёлтый аист», «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева» и многие другие мультфильмы награждены как отечественными, так и международными почетными премиями и дипломами (МКФ): одна «Снежная королева» удостоилась четырех высших призов:
Награды и премии Льва Атаманова:
Мультфильм «Золотая антилопа»
— премия на VII МКФ в Каннах (Франция, 1955 г.),
— премия на МКФ короткометражных фильмов в Белграде (Югославия, 1955 г.),
— премия на кинофестивале в Дурбане (Южно-Африканский Союз, 1955 г.),
— премия на I МКФ в Лондоне (Англия, 1957 г.).
Мультфильм «Снежная королева»
— премия на IX МКФ для детей и юношества в Венеции (Италия, 1957 г.),
— премия на XI МКФ в Каннах (Франция, 1958 г.),
— премия на III Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне (Англия), 1959 г.
— премия на МКФ в Риме (Италия, 1958 г.)
Стремление к добру
Как утверждают современники Атаманова, к нему тянулись все. Он вырабатывал счастье. Он был связующим центром жизни. Не только в творческой группе, но и в целом на студии. Если говорить о единстве творческого пути Льва Константиновича Атаманова, то его можно обозначить формулой – стремление к добру.
Его лицо антропологически было сконструировано для неизменной улыбки и благорасположения не только к собеседнику, но и ко всем окружающим. И при этом невероятная требовательность в искусстве - писал про Атаманова в своей книге С.Галустян.
Про него часто пишут, что он делал кино "вприпрыжку". Он, как волшебник, вынимал из рукава и претворял в фильмах и армянскую классику, и русскую, и индийская сказка становилась материалом в его руках, и несомненный шедевр датского гения.
Советская мультипликация, к мастерам которой принадлежал и наш отец, - рассказывает дочь Атаманова Наталья - действительно была настоящим искусством. Много лет наши мультфильмы задавали тон на мировых киносмотрах, собирая обильный урожай наград. Все они вошли в золотую коллекцию «Союзмультфильма».
Но несмотря на заслуженный авторитет, Лев Константинович нисколько не зазнался, скорее всего благодаря присущей ему самоиронии. Его всерьез называли классиком, а он смеялся: «Это просто игра в классики». Однажды приехавшие на студию иностранные мультипликаторы с удивлением наблюдали за солидным человеком в костюме и галстуке, который лихо съезжал по перилам. Узнав, что это — «тот самый Атаманов», они и вовсе опешили.
Наверное, только такой человек, с такой доброй и светлой душой, мог создавать такие мультфильмы, умеющие воспитывать в детях доброту и отзывчивость, сердечность и смелость, отвагу и честность.
Материал собран с частичным использованием данных с сайтов
https://zen.yandex.ru/media/armmuseum/ https://rusarminfo.ru https://novostink.net/culture/101236-on-delal-kino-vpripryzhku-lev-atamanov-110.html https://s30473568043.mirtesen.ru/blog/43092467710/Nataliya-Atamanova.-Vkus-zhizni

Отношения союзничества и стратегического партнерства между Россией и Арменией. Читать...