Арно Бабаджанян - такой родной, такой настоящий, один такой!
Он умел искренне радоваться жизни и самое главное – делиться этим чувством с другими людьми, запросто устраивал праздники в будни и созывал на них любого, кто был не прочь присоединиться к этому веселью. Вся его жизнь стала своеобразной историей любви, разлетевшейся по миру в удивительных песнях. Такую пронзительную музыку удавалось писать только ему – Арно Бабаджаняну.
Лучшее место земли
Как-то раз в Ереване провели музыкальный эксперимент. К прохожим подходили с просьбой исполнить песню Арно «Еревани сирун ахчик», которая звучала в фильме «Песня первой любви». Удивительно, но на улице не было ни единого человека, который бы не спел ее от начала и до конца. Композитор был безумно влюблен в свой родной город, его он считал лучшим местом на земле, с ним он никогда не терял связи, даже живя вдали.
Великий симфонист
Однажды он пришел из детского сада и сообщил родителям, что к ним приходил некий «дядя» и просил детей что-нибудь спеть. Маленький Арно старался, как мог, за что получил от этого «дяди» совет – заняться музыкой. Оказалось, что пение пятилетнего мальчика очень заинтересовало самого Арама Хачатуряна. Арно тут же приняли в музыкальную школу.
В 16 лет он отправился в Москву, где его сразу взяли на последний курс престижного музыкального училища имени Гнесиных. За эту поездку Бабаджанян тоже благодарил Арама Ильича, который вовремя заметил в молодом даровании великого симфониста. Позже, спустя года, он любил повторять своему ученику: "Пиши так, чтобы в твоей музыке звучала твоя армянская душа, душа Бабаджаняна, в каждой мелодии!!"
Арно Бабабджанян позже говорил, что в песенном жанре он не пытается сделать каких-то открытий, напротив – он пишет о простых человеческих эмоциях, воспевает любовь, радость и грусть.
В 1964 году сформировалось потрясающее творческое трио – композитор Арно Бабаджанян, поэт Роберт Рождественский и совсем еще молодой начинающий певец Муслим Магомаев. Сотрудничество звезд своего времени оказалось потрясающе плодотворным. Песни мгновенно становились хитами, звучали по радио, их пели в каждом дворе.
Королева красоты
Тогда же родилась и стала шлягером песня Арно Бабаджаняна «Королева красоты». Оказывается в Ереване в 1964 году был организован один из первых в СССР конкурсов красоты. Стоит ли говорить, что событие для того времени совершенно диковинное. Узнав о предстоящем конкурсе, он решил стать членом жюри. Его так очаровали армянские красавицы, что вскоре появилась мелодия новой песни, на которую потом его друг Андрей Горохов написал стихи, а исполнил ее великий Магомаев. Для композитора сочинить твист в тот период, когда Никита Хрущев боролся с авангардистами и искоренял джаз, было сродни гражданскому подвигу.
Творческий ресурс Арно был неиссякаем – шлягеры будто вылетали из-под его пальцев, быстро подвигая с вершин народных хит-парадов его предыдущие песни. Такую торопливость можно объяснить только тем, что Бабаджанян пытался успеть сделать как можно больше. Его энергию никто не мог сдержать, садясь за рояль, он становился самозабвенно-отрешенным. Так рождались произведения, которые любили и пели почти все.
С Арменией в сердце
Каждое лето Бабаджанян приезжал на родину – в Армению.
Он любил повторять, что живет в Ереване, а проживает в Москве. Полюбоваться страной солнца и камней он приглашал всех московских друзей и коллег. Каждый такой приезд он мог превратить в грандиозный праздник с экскурсиями, угощениями и неизменным весельем.
Без шуток Бабаджанян не мыслил своего существования. О его розыгрышах слагали легенды, причем делал он это совершенно беззлобно.
Очень щепетильным композитор был и в вопросах, касающихся его национальной принадлежности.
Он чтил все армянские традиции и требовал от сына излагать мысли только на родном языке.
За ослушание мальчик мог получить чапалах (пощечину), ведь Арно Арутюнович был строг в воспитании. Проблема общения на армянском стала особенно актуальной, когда семья переехала в Москву. Поэтому усиленно практиковать речь сыну приходилось на летних каникулах в Армении. Бабаджанян даже ругался с родителями детей из Еревана, которые не общались с его Араиком на армянском языке.
Жизнь вопреки диагнозу
В 32 года композитор заболел. Врачи поставили диагноз белокровие, но родные поначалу боялись ему признаться и скрывали это. Возмущению композитора не было предела, когда он узнал правду. В конце 1960-х годов советское правительство пригласило одного из светил французской медицины к больной жене партийного деятеля Алексея Косыгина. Когда об этом стало известно близкому другу Бабаджаняна композитору Эдуарду Мирзояну, он тут же обратился за помощью к первому секретарю армянского центрального комитета партии Антону Кочиняну. Тот позвонил в Москву и попросил, чтобы приехавший врач осмотрел и Арно. Ему сообщили, что доктор берет за одну консультацию 2000 долларов. Кочинян, ни секунды не задумываясь, ответил, что за Бабаджаняна они готовы заплатить миллион. В результате благодаря назначенному лечению Арно Арутюнович поставил своеобразный рекорд. Он прожил с таким тяжелым диагнозом три десятка лет, но вряд ли это было бы возможно без любви.
Муза
Со своей будущей женой Арно Бабаджанян впервые встретился в 1945 году. Студентка Московской консерватории Тереза Оганесян подошла к Арно после его концерта в Доме культуры Армении и восторженно сказала, что играл он как Бог. Именно этой девушке суждено было стать главной женщиной в жизни великого композитора. Эта встреча кардинально изменила ее жизнь, ведь ей пророчили большое будущее пианистки, но Тереза решила посвятить себя любимому Арно. Она повсюду стала сопровождать супруга. А когда он заболел, Тереза постоянно возила с собой набор для оказания первой помощи. Даже когда он лечился в больнице, она помогала ему втайне от врачей съездить на концерт или съемки на телевидении. Ему невозможно было отказать в желании оставаться для всего окружения прежним веселым Арно и писать жизнерадостную музыку. Сердце Арно Бабаджаняна остановилось 11 ноября 1983 года.
Композитор никогда не забывал своих корней и не давал этого сделать близким. Когда его четырехлетнего сына Араика в Москве спросили, кто он по национальности, ребенок ответил, что он еврей, потому что понятия не имел ни о каких национальностях, а жильцы их московского дома в основном были евреями. После этого он получил от отца очередной чапалах и только потом разъяснения, что он армянин.
Он верил, что смерти нет и повторял, что будет продолжать жить в своих песнях, в сердцах тех, кто будет их слушать. Как же ты был прав, Арно Бабаджанян!
Такой родной, такой настоящий, один такой!
Материал написал с использованием данных сайта http://vmiremusiki.ru/arno-babadzhanyan.html
Видео-нарезка с авторского фильма Эдуарда Амбарцумяна https://www.youtube.com/watch?v=DkDMby2cBBE&list=LLaa4PYLXMYkjSd8czgyJZxA
Отношения союзничества и стратегического партнерства между Россией и Арменией. Читать...